Строительство и недвижимость в Украине и мире

Казахстан: строительная отрасль в 2005-2011 гг.

За 2007-2010 гг. объем жилищного строительства в Казахстане сократился. Чтобы оживить данный сектор, правительство страны приняло программу, в соответствии с которой к 2011-2012 гг. должно быть завершено сооружение всех не оконченных строительством жилых зданий. Кроме того, планируется начать осуществление другой программы, которая стабилизирует предложение нового жилья в стране; в ее рамках в ближайшие три-четыре года предполагается построить жилые здания общей площадью около 2 млн. кв. м.

До глобального финансового кризиса строительная отрасль была в Казахстане одной из самых прибыльных, и число занятых в ней компаний являлось довольно значительным. Однако из-за сокращения спроса и неспособности граждан погашать долги за приобретенную в кредит недвижимость деловая активность в секторе жилищного строительства начала падать, и многие застройщики стали сворачивать деятельность. В 2009 г. число строительных компаний в стране уменьшилось более чем на 600 – до 6709, тогда как в предыдущие три года оно постоянно росло. В 2010-2011 гг. данный показатель продолжал падать, и на середину текущего года равнялся 5200.

85% казахстанских строительных компаний имеют менее 50 занятых. Подрядчики, в штате которых насчитывается более 250 сотрудников, составляют примерно 3,5% общего числа фирм в отрасли; среди них можно выделить такие крупные группы, как “Базис-А”, “БИ-Групп”, “Корпорация Век”. В отрасли в целом работает около 250 тыс. человек.

В основном благодаря промышленным и инфраструктурным проектам объем строительных работ в Казахстане в 2010 г. увеличился на 5,3%, составив 1918 млн. тенге; в 2009 г. он равнялся 1822 млн. тенге, в 2008 г. – 1785 млн. тенге, в 2007 г. – 1617 млн. тенге, в 2006 г. -1441 млн. тенге и в 2005 г. – 818 млн. тенге.

Примерно 60% всех строительных работ в стране осуществляют турецкие компании, услуги которых на 20-25% дешевле, чем у казахстанских подрядчиков. Эти компании установили тесные связи не только с деловым сообществом Казахстана, но и с его властями.

В 2010 г. правительство Казахстана приняло Программу ускоренного инновационного развития промышленности. Она рассчитана на 2010-2014 гг. и призвана обеспечить устойчивую диверсификацию экономики страны, а также повышение ее конкурентоспособности. Финансирование программы будут осуществлять государство, коммерческие банки и международные финансовые организации.

Строительной отрасли придается в указанной программе одно из приоритетных значений. Ее развитие, как и всей экономики Казахстана, сильно зависит от ситуации в нефтяной промышленности, компании которой выдают заказы на обустройство месторождений, а также строительство контор в столице и других городах страны. Кроме того, непосредственно с нуждами нефтяных фирм связан целый ряд осуществляемых в настоящее время в Казахстане инфраструктурных проектов, включая сооружение нового нефтяного порта в Актау и расширение порта в Курыке. И наконец, растет спрос на строительные работы со стороны обслуживающих нефтяную промышленность банков, гостиниц, владельцев жилых и других зданий. Все эти факторы помогают сейчас строительной отрасли Казахстана восстанавливаться после спада.

Рост деловой активности в строительной отрасли и экономике Казахстана в целом способствовал расширению спроса в стране на строительное оборудование и строительные материалы, а также архитектурные и инжиниринговые услуги, связанные с обновлением и консервацией промышленных, общественных и жилых зданий.

Намеченное строительство новых жилых, конторских, торговых и других объектов в городах Астана, Алма-Ата, Атырау, Актобе (Актюбинск) и Актау, а также крупные инфраструктурные и промышленные проекты, запланированные к осуществлению в Западном Казахстане, дают основание полагать, что строительная отрасль страны вернется к росту в 2012-2013 гг.

В настоящее время в Казахстане растет спрос на высококачественные импортные изделия и материалы, используемые для отделки и обновления зданий: покрытия для стен и пола, потолочные изделия, двери и окна, оборудование для кухонь и ванных комнат, сантехнику, электрооборудование, скобяные изделия и товары для магазинов “Сделай сам”.

Местные компании удовлетворяют около 37% общего спроса казахстанской строительной отрасли на оборудование и материалы, поставляя в основном не отвечающие международным стандартам бетон, стальную арматуру, кирпич, деревянные и стальные двери, окна, кровлю из железа и мягких материалов, песок и гравий. Правда, в последнее время в стране налажен выпуск такой качественной и конкурентоспособной продукции, как изоляционные материалы из стекловолокна, новые виды гидроизоляционных материалов, энергосберегающее стекло, экструдированные алюминиевые изделия, оборудование для расчетно-проектировочных работ.

Так как производство строительных материалов в Казахстане развито пока недостаточно, 60% их продаж на внутреннем рынке приходится на продукцию, импортируемую из КНР, России, Турции, Республики Корея и стран Западной Европы. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)

 

ЮАР: построена первая скоростная железная дорога

В ЮАР построена первая на континенте скоростная железная дорога, соединяющая международный аэропорт Йоханнесбурга и столицу страны Преторию. Открытие дороги имеет для ЮАР особую важность в связи с тем, что страна претендует на проведение Олимпиады-2020. Протяженность трассы, где поезда смогут двигаться с максимальной скоростью 160 км/ч, составляет около 80 км. Длительность поездки – примерно 50 минут.

При реализации проекта общей стоимостью около $5 млрд. пришлось преодолеть трудности, связанные с особенностями рельефа. Поэтому сроки завершения прокладки трассы неоднократно переносились, а стоимость реализации проекта существенно возросла. Билет на поезд из аэропорта до столицы обойдется пассажирам в 125 рэнд. ($20), что почти втрое дешевле, чем на такси. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)

Exit mobile version