Компания JLL провела исследование заведений общественного питания в торговых центрах Киева.
Эксперты компании проанализировали качественные объекты на предмет представленных в них предприятий общественного питания – кафе и ресторанов, а также операторов фуд-корта и заведений самообслуживания.
По данным JLL, в качественных торговых центрах Киева работает около 250 точек общественного питания, из которых 53% относятся к формату фуд-корта и заведений самообслуживания, а 47% – к кафе и ресторанам. Наиболее распространенными по специализации общепита в ТЦ Киева являются кофейни (“Кофе хауз”, “Шоколадница”), фастфуд (KFC, McDonald’s, “Крыла”, “Печена картопля”) и суши-бары (“Япона хата”, “СушиЯ”, “Евразия”). Эти группы составляют 19%, 17% и 13% от общего количества открытых в торговых центрах точек общепита соответственно.
Особенностью рынка в последние два года было активное развитие заведений формата healthy fast food (салат-бары Salateira, Salatnik, Just Salat и другие), а также специализированных кафе, таких как бургерные Star Burger, “Лакки Лучано”; блинная “Креперия” и других.
“Данные тенденции можно объяснить как постепенным приходом на украинский рынок международных трендов, в частности, здорового образа жизни, так и ростом потребности клиентов в быстром сервисе и разнообразии питания. Кроме того, в целом средний чек в специализированных заведениях ниже, чем в классических ресторанах, что является немаловажным для посетителей в текущих экономических условиях”, – объясняет Марьяна Супчан, аналитик отдела исследований компании JLL (Украина).
Среди всех точек общепита в торговых центрах 16% открыты международными операторами и их франчайзи, остальные 84% – локальными игроками. Сетевые операторы составляют около 55% от общего количества заведений общественного питания в торговых комплексах.
Согласно исследованию JLL, абсолютными лидерами по представленности заведений в качественных торговых центрах Киева являются две локальные сети – “Печена картопля” и “СушиЯ”. Каждая из них работает примерно в трети объектов и имеет долю охвата в 37% и 30% соответственно. Среди зарубежных сетей лидирует McDonald’s – заведения брэнда представлены в 23% качественных ТЦ; аналогичный показатель охвата имеет украинская сеть “Япона хата”. В среднем, по подсчетам JLL, охват торговых центов отдельной сетью составляет около 12%.
Екатерина Весна, руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина), комментирует: “Локальные сети общественного питания имеют ряд преимуществ по сравнению с зарубежными брэндами. Работая в основном на местных продуктах, украинские операторы менее зависимы от колебаний валютного курса и могут быть более гибкими в части ценовой политики. Помимо этого они зачастую быстрее принимают решение о вхождении в тот или иной торговый центр, занимая наиболее привлекательные помещения как в новых, так и в действующих ТРЦ”.
В рамках исследования были проанализированы 30 качественных ТЦ совокупной арендопригодной площадью 801,1 тыс. кв. м. К категории кафе и ресторанов в рамках данного исследования относятся лишь заведения с отдельным ресторанным двориком и обслуживанием официантами. К другой крупной категории относятся классические операторы фуд-корта и заведения общественного питания, не имеющие сервиса обслуживания официантами. Стоит отметить, что подобные заведения самообслуживания могут не только находиться в общей зоне фуд-корта торгового центра, но и занимать обычные in-line помещения в комплексе. (Пресс-релиз JLL/Строительство в Украине и мире)